Что необходимо знать родителям

Истории и нарративы родителей о том, кем являются их дети, включают их предположения о происходящем «внутри» их детей, «с» ними и «вокруг» них. Родители делают предположения о том, что те или иные особенности, врожденные способности, атлетические возможности могут значить для их детей. К примеру, хорошо ли быть ребенку медлительным, чтобы постепенно исследовать новую ситуацию или хорошо, когда моментально можно внедриться в нее. Предположения родителей о продуктивных и непродуктивных качествах, о том, что происходит с их детьми, определяют их мысли и действия по отношению к детям. К примеру, возьмем родителей, которых беспокоит, что их сын-третьеклассник с начала учебного года приносит домой плохие оценки, а сам мальчик утверждает, что с ним все в порядке и следующая контрольная будет намного лучше. Если родители видят его как ребенка с блестящими способностями и верят, что он может контролировать свою учебу, то тогда они могут сказать ему, что верят в него и он сам со всем справиться. А если родители делают другие предположения и думают, что провалы мальчика связаны с тем, что он унаследовал трудности обучения от двух братьев матери, которые были вынуждены покинуть старшую школу и так и не получили высшего образования, то в таком случае родители могут действовать иначе. Разные поступки родителей могут иметь разные эффекты на ребенка. Действия родителей формируют для ребенка образ того, каким они его видят. Этот образ влияет на то, как ребенок себя чувствует и к какому мнению приходит относительно себя, либо «Я-способный и самостоятельный», либо «Я – никчемный и не могу самостоятельно справиться с трудностями». Если ребенок способный и справляется со сложностями, он может решить, что если родители позволили ему самому разобраться со сложной ситуацией, то значит, они видят его предпочитаемым для него образом и верят в него. Это восприятие может подтолкнуть его к более серьезным занятиям. Если родители излишне волнуются, видят сына не самостоятельным, договариваются с репетитором, то в этом случае, мальчик начинает тревожиться из-за своих способностей и из-за того, что родители не верят в него. Такое видение может привести к тому, что он прекратит стараться. Таким образом, когда возникает разрыв между предпочитаемым «Я» и реальным «Я», начинает формироваться проблема, которая отдаляет родителей и ребенка друг от друга и исключает взаимопонимание между ними. Когда мысли родителей о том, кем является их ребенок и что происходит вокруг него, адекватны, родители находятся в гораздо более сильной позиции. Для того, чтобы родители подошли к правильным решениям, им необходимо четко понимать, кем является их ребенок, кем бы они хотели его видеть, в какой точке развития он находится, что он думает о себе и как по его мнению, взрослые воспринимают его и видят сложившуюся ситуацию. Когда родители четко представляют, что происходит с ребенком и что у него внутри и понимают, как взаимодействия с ним влияют на существующую проблему, они зачастую быстро определяют важное в интересах ребенка. А когда происходит большой разрыв между предпочитаемым «Я» у ребенка и реальным «Я» (т.е. тем, каким его видят родители), возникает проблема, которую родители уже не могут разрешить самостоятельно. И очень часто, благодаря советам окружающих и личному мнению самих родителей, большинство определяют проблему не как относящуюся к семье в целом и вытекающую из взаимодействий вокруг ребенка, а как проблему относящуюся исключительно к ребенку (он – не способный, не самостоятельный и т.д.).

Разрешение ситуации возможно, когда информация о ребенке существует для родителя в терминах предпочтений ребенка, что происходит, когда психолог помогает исследовать семейную систему и найти причины, не позволяющие родителям быть хорошими родителями, а детям нести весь груз ответственности на себе. Это становится возможным на консультации психолога, информация может быть собрана различными способами, включая беседу, проективные техники (рисование, метафорические карты), тесты определяющие познавательные способности ребенка, уровень его развития, способность к обучению и т.д. Таким образом, в процессе совместного с психологом исследования внутрисемейных отношений (паттернов), происходит рефрейминг существующей сложности, т.е. меняется взгляд на видение ребенка, отношения между родителями и ребенком. Проблема решается окончательно лишь тогда, когда пропадает разрыв между «Я» предпочитаемым у ребенка и «Я» реальным и когда, становится возможным «отделить» ребенка от проблемы, т.е. не он – не способный, а какие условия влияют на неуспешность в обучении и как можно при этом помочь.

Просмотров: 6