Первые русские изобретатели — часть 1

pervye-russkie-izobretateli-chast-1

Автомобиль появился не сразу. Он является результатом труда многих поколений известных и неизвестных изобретателей. Около 400 человек оспаривали право считаться изобретателями этой замечательной машины. Среди них русские, французы, немцы, англичане и др. Важная роль в создании современного автомобиля принадлежит русским механикам.

Свыше 200 лет тому назад крестьянин-самоучка Леонтий Шамшуренков построил первый образец «самобеглой коляски» с мускульно-силовым двигателем.

С недоверием смотрели царские чиновники на всякие новшества, подозревая во всех нововведениях опасные последствия для крепостнических порядков.

В царской России новаторам изобретателям из народа не только не оказывали никакой помощи, а наоборот, чинили им всевозможные препятствия. Изобретатели трудились на свой страх и риск, вкладывая свои средства.

История России знает немало светлых умов, загубленных безразличным отношением к ним со стороны царских чиновников. Леонтий Шамшуренков, например, был в качестве… свидетеля по одному уголовному делу арестован и посажен в тюрьму, несмотря на то, что он был уже известен как талантливый изобретатель, который построил приспособления для поднятия тяжестей.

Долгие годы Шамшуренков томился в тюремном заключении, но не переставал думать об усовершенствовании «самобеглой коляски». 21 июня 1751 года, через 14 лет после заключения Шамшуренкова в тюрьму, Нижегородская губернская канцелярия сообщила правительственному сенату, что содержащийся в тюрьме крестьянин Леонтий Шамшуренков просит «взять его в Петербург для «сделания коляски самобеглой».

«Такую коляску он, Леонтий,— пишется дальше,— сделать может подлинно на четырех колесах, с инструментами, так, что она будет бегать и без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих на ней праздных людей, а бегать будет хотя через какие далекие расстояния и не только по ровному местоположению, но и к горе, гуде где не весьма крутое место».

Долго путешествовало письмо из Нижнего Новгорода в Петербург. Только в феврале 1752 года сенат постановил вызвать Шамшуренкова в Петербург, куда его и доставили под конвоем. В мае он приступил к изготовлению «самобеглой коляски».

Коляска была изготовлена, испытана в ноябре 1752 года и одобрена сенатом. Изготовление коляски обошлось казне очень дорого. Надо было оплачивать стоимость материалов и работы мастеров-каретников. После окончания работ Шамшуренков снова был отправлен в тюрьму, а вслед за ним была выслана «награда» в сумме 50 рублей. Так «щедро» царские чиновники оценили талантливого изобретателя.

Но дух Шамшуренкова не был сломлен! Уже в апреле 1753 года он обратился в сенат с новыми предложениями об усовершенствовании самобеглой коляски и, кроме того, писал: «…Еще могу для апробации сделать сани, которые будут ходить без лошади зимой, а для пробы могут ходить и летом. И ежели позволено будет, то и еще сделать могу часы, которые ходить будут у коляски на задней оси, на которых будет показываться на кругу стрелою до тысячи верст и на каждой версте будет бить колокольчик».

Таким образом, Шамшуренков работал не только над усовершенствованием своей коляски, он создал прообраз самоходных саней и счетчика пройденного расстояния.

Как сложилась дальнейшая жизнь этого страдальца изобретателя, неизвестно.

Просмотров: 12
Secured By miniOrange